До 1846 г. топливники с глухим подом были единственным типом топливников, применяемых в технике печного отопления. Архитектор Свиязев был первым экспериментатором, который на основе наблюдений и современных познаний о процессе горения топлива внес чрезвычайно важные изменения в конструкцию топливников отопительных печей.
Как известно, в то время топливники комнатных печей устраивались чрезвычайно больших размеров и занимали всю нижнюю часть печи. Свиязев ранее других установил, что применение в печах большого размера топливников, несоразмерных с количеством топлива, ведет к значительному ухудшению условий горения топ-
ива. Поэтому он, прежде всего резко уменьшил размеры топливника, установив минимальные его размеры, исходя из количества топлива, необходимого для нормального прогревания печи при умеренно холодной погоде – 15 градусов Цельсия. При этом замечательно то обстоятельство, что принятые Свиязевым почти 100 лет назад размеры топливников для дров и торфа полностью совпадают с размерами топливников современных конструкций.
Уменьшив почти в 2 – 2 ½ раза объем топливников, он получил возможность разместить топливник (рис. 15) между смежными дымоходами печи, благодаря чему отопительная техника получила новый тип печи с чрезвычайно важными свойствами – внутренней топкой и нижним обогревом поверхностей печи.
В целях улучшения условий сжигания топлива за счет уменьшения избытка воздуха, подаваемого в топку для горения, Свиязев заменил обычную топочную дверцу герметической откидной дверцей, позволяющей производить регулировку количества притекающего воздуха и изменять угол направления факела.
Под в топливнике Свиязева не плоский, а состоит из двух наклонных плоскостей, что дает возможность обходиться без перемешивания дров и окучивания их остатков, так как в этом случае остатки головешки и уголь скатываются по наклонному поду вниз топливника. Направляющаяся откидной дверцей струя воздуха способствует интенсивному догоранию углей и остатков дров.
Вследствие хорошо продуманной конструкции, топливник Свиязева для дров дает хорошие результаты по сравнению с топливником старой конструкции с глухим подом. К недостаткам топливника необходимо отнести, прежде всего, затруднительность очистки топливника от золы, заполняющей угол между наклонными плоскостями, поэтому золу приходится выгребать специальным скребком. Кроме того, полное и равномерное горение топлива также не может быть достигнуто вследствие неодинакового положения топлива по отношению к приточному отверстию.
Недостатки современных отопительных печей